Главная » Полезная информация » Тормозные жидкости

В прошлой статье мы писали об охлаждающих жидкостях. В данной мы попытаемся ответить на самые часто задаваемые вопросы автомобилистов касательно тормозной жидкости:

Тормозные жидкости: какая лучше, какую заливать? Характеристики и свойства


Тормозная жидкость

Зачем жидкость, если тормозят колодки? Хотя фактическое торможение, действительно, происходит от трения колодки о тормозной диск, передача «сигнала» колодкам происходит посредством гидравлического привода. Именно тормозная жидкость, заправленная в систему шлангов, служит проводником усилия, которое водитель прилагает, нажимая на педаль тормоза.

Одним из важнейших её свойств является гигроскопичность стремление жидкости поглощать воду из окружающей среды. Со временем это происходит через микроскопические поры в шлангах и уплотнителях: жидкость разбавляется водой, уменьшая температуру её кипения при естественном нагреве от тормозных колодок. Закипание приводит к образованию в жидкости паровоздушных пузырьков и всё более ослабевающему давлению и, следственно, провалах в передаче усилий от педали к самим тормозам или их отказу.

Но есть ряд других — не менее важных характеристик, на которые следует обратить пристальное внимание перед покупкой того или иного продукта, и мы предлагаем вам вкратце изучить их. Ведь, как мы убедились, от конечного состава смеси будет зависеть — без преувеличения — безопасность: ваша, ваших пассажиров и других участников движения.

Технические характеристики жидкости

Технические характеристики тормозной жидкости

  • Температура кипения — один из самых главных показателей тормозных жидкостей качества. Как уже говорилось выше, именно закипание ослабевает контакт, и для жидкости важно сохранять этот показатель высоким как можно дольше.

Выбирая, какую тормозную жидкость заливать, обращайте внимание на то, что есть два вида температуры кипения жидкости: «сухой» — ненасыщенной влагой (именно такой она продаётся и заливается) и «увлажнённой» — содержащей до 3,5% влаги (настолько жидкость разбавляется посторонней влагой всреднем через 1,5 – 2 года её работы).

  • Вязкость не должна превышать 1800 мм/с². С понижением температуры этот параметр склонен возрастать, таким образом слишком вязкая жидкость зимой может завязнуть в каналах, уменьшив время срабатывания тормозов, или вовсе замёрзнуть. Однако, жидкость с малой вязкостью значительно повышает вероятность течей. При выборе следите за балансом этого параметра и учитывайте ваши климатические особенности.
  • Антикоррозионные свойства — водородный показатель кислотности pH. Если при значении ниже 7,0 возможна коррозия чёрных металлов, то при показателе pH выше 11,5 — разрушение алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы и ведут к разрушению тормозной системы, но, выбирая из конкретных значений, ориентируйтесь на безопасный диапазон
  • Воздействие на резиновые детали: жидкость не должна быть агрессивна и вызывать разбухание (либо, напротив, усадку) уплотняющих элементов и снижать их эластичность более, чем это допустимо.
  • Смазывающие свойства: чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозные жидкости должны смазывать их рабочие поверхности.
  • Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления тормозной жидкости вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.
  • Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Как было написано выше, чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже её температура кипения: тормозная жидкость раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней коррозируют быстрее.
  • Совместимость способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.

Типы тормозных жидкостей

 Какая тормозная жидкость лучшеВсе тормозные жидкости на 93 – 98% состоят из основы и на оставшуюся долю от 2 до 7% — из различных добавок, присадок, иногда красителей. И, в зависимости от состава основы, они и делятся на различные типы: минеральные (касторовые), гликолевые и силиконовые.

При этом нельзя утверждать, что какая-то тормозная жидкость лучше: они все имеют свои и плюсы, и недостатки, а их использование может быть в разной степени уместным для разных автомобилей, условий их эксплуатации и манеры вождения. Ниже мы приведём некоторые обобщения по каждому типу тормозных жидкостей, а вы, уже зная главные характеристики, сможете легко определить, какую жидкость лучше заливать именно вам.



Гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)

Тормозные жидкости, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры — группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность: склонность поглощать воду из атмосферы, что в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра.

Минеральные (Касторовые)

Представляют собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта (например, бутилового — красно-оранжевой жидкости «БСК»). Этот тип тормозных жидкостей обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами, они негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Но, являясь наиболее старым типом, они не соответствуют международным стандартам по основным показателям:

  • имеют низкую температуру кипения
    (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами),

  • становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Обратите внимание

На автомобилях, выпущенных более 30 лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой, напротив, с гликолевыми жидкостями: для них не просто лучше, но необходимо заливать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Силиконовые (DOT 5)

Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от -100 до +350°С и не адсорбируют влагу.

С другой стороны их характеризуют недостаточные смазывающие свойства, а также полная невозможность смешиваться с жидкостями других типов.

Обратите внимание

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от гликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают:

DOT 5 — SBBF (silicon based brake fluids — тормозная жидкость на силиконовой основе);

DOT 5.1 – NSBBF (non-silicon based brake fluids — тормозная жидкость на не-силиконовой основе).

Как сориентироваться в DOT-маркировках?

DOT — Department of Transportion — американская транспортная инспекция, разработавшая систему стандартов, по которой все тормозные жидкости в зависимости от технических показателей делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5.

Жидкости класса DOT 3 хотя и являются на сегодняшний день минимальным стандартом, всё же считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

Тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.

Тормозную жидкость класса DOT 5 (DOT 5.1) лучше выбрать для автомобилей, которые эксплуатируются в тяжёлых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.

Таким образом, определяя, какую тормозную жидкость лучше заливать, ориентируйтесь главным образом на собственные особенности вождения, эксплуатационные и климатические условия, а также специфику конструкции тормозной системы на предмет её совместимости с выбираемой жидкостью.

Рынок тормозных жидкостей в России

Объем российского рынка тормозных жидкостей в 2015 году составит порядка 15 000 тонн: 85% продукция отечественных производителей; 15% - импорт. Наиболее востребованы тормозные жидкости класса DOT-4, на их долю приходиться 80% потребления, DOT-3 выбирают 18% пользователей.

К началу

Версия для печати